Балаклава. Экскурсия

После осмотра достопримечательностей Севастополя нас ждал небольшой его пригород — Балаклава, которая находится в одноименной бухте. Здесь можно посидеть вот в таком колоритном ресторанчике.

Но, сидеть нам было некогда, нас ждал очередной маленький кораблик для прогулки по бухте. Бухта имеет вытянутую форму и вход в нее расположен так, что его не видно со стороны открытого моря.

Генуэзская крепость Чембало

Мы проплыли по бухте в открытое море мимо развалин генуэзской крепости Чембало.

Представители Генуэзской республики обосновались на этой территории около 1343 года. Примерно в это время на горе Кастрон появились первые крепостные укрепления. Следы этих первоначальных сооружений сохранились на северном склоне горы.

В 1354 году ордынский хан Джанибек взял крепость и сжег строения. После заключения мирного договора гора с остатками укреплений была возвращена генуэзцам и крепость была отстроена заново. На Крепостной горе был построен Город Святого Николая (Верхний город) и Город Святого Георгия (Нижний или Внешний город), в котором жили простые горожане.

Позже город был захвачен представителями соседнего княжества Феодоро, а в 1475 году Чембало захватили турки. С 1783 года после присоединения Крыма к Российской империи, территория крепости используется для размещения солдат гарнизона, а в дальнейшем приходит в упадок, потеряв свое стратегическое значение.

У выхода из бухты можно было искупаться в море прямо с кораблика, но нас об этом предупредить забыли и купальники мы не взяли. Жаль, было очень жарко и купание было бы кстати.

Вместо купания мы устроили небольшую фотоссесию на кораблике.

В бухте Балаклава можно наблюдать множество яхт. От от вот таких парусных.

До суперсовременных.

Балаклавский подземный музейный комплекс

А последним объектом, который мы посетили на экскурсии стал Балаклавский подземный музейный комплекс. Выглядит он весьма впечатляюще.

Это подземный комплекс совершено секретных военных объектов периода «холодной войны».

Он включает в себя:

  • морской судоходный канал;
  • производственные помещения объекта 825 ГТС;
  • ядерный арсенал объекта 820 РТБ ВМФ СССР.

Внутри нам провели очень интересную экскурсию.

Мы узнали, что это было первое и единственное тогда в Советском Союзе подземное противоатомное убежище по ремонту и укрытию подводных лодок. Оно носило совсем несекретное название «Объект ГТС № 825». Позже он стал известен как спец цех завода «Металлист». Аббревиатуру ГТС для непосвященных переводили как «городская телефонная станция». О существовании этого объекта знали немногие.

Вход в подземное сооружение защищал большой морской затвор. Этот массивный металлический короб, высотой — 14, шириной — 6 и длиной — 18 метров, состоял из отдельных секций и весил 150 тонн. Внутри металлического корпуса батопорта находился еще один корпус, который во всю ширину заполнялся воздухом. Эта огромная масса металла с помощью особо мощных двигателей и компрессоров перемещалась в горизонтальной плоскости, закрывая и открывая морской вход в подземную часть комплекса. Морские ворота были предназначены для защиты комплекса от проникающей радиации и ударной волны и должны были выдержать давление до 60 кг. на кв. см.


Сейчас затвор находится в открытом положении — задвинут почти на всю длину в специальную нишу.

Для маскировки входа в сооружение с воздуха был сооружен железобетонный навес, на котором были установлены муляжи домов и деревьев, а со стороны моря вход в канал и выход из него были закрыты батопортами и маскировочной сетью, имеющей окраску под цвет окружающих скал. Вход в подземный комплекс был настолько искусно замаскирован, что найти его было невозможно даже с близкого расстояния, а тем более с противоположного берега. Маскировочная сеть на время раздвигалась, как театральный занавес, и лодка входила в канал. Это происходило исключительно под покровом ночи.

История возникновения секретного объекта

Сразу после окончания Второй мировой войны США приступили к разработке плана  атомной бомбардировки основных советских военно-стратегических объектов и крупнейших городов Советского Союза. Первыми в списке ядерного нападения значились: Москва, Ленинград, Горький, Куйбышев, Свердловск, Новосибирск, Омск, Саратов, Казань, Баку, Ташкент, Челябинск, Нижний Тагил, Магнитогорск, Пермь, Тбилиси, Новокузнецк, Грозный, Иркутск, Ярославль.

В 1953 году Советом Министров СССР был утвержден проект подземного сооружения, разработанный Ленинградским государственным проектным институтом  «Гранит». В 1954 году  в Балаклаве, военным горно-строительным отрядом началось строительство противоатомного подземного комплекса 1-й категории устойчивости, общей площадью 15 тысяч квадратных метров.

В состав противоатомного подземного комплекса должно было войти несколько автономных объектов:

  •  объект  825  ГТС  «гидротехническое  сооружение»;
  •  укрытие  для подводных лодок и   экипажей  специальный цех судоремонтного завода с сухим доком;
  • минно-торпедная часть, предназначенная для приготовления и проверки торпед;
  • топливное хранилище.

В 1958 году проект подземного комплекса был доработан и дополнен новым подземным объектом — ремонтно-технической базой (арсенал для хранения и подготовки ядерных боеприпасов).

Работы по созданию подземного комплекса велись круглосуточно, в три смены. Тонелли прокладывались с помощью взрывов направленного действия. В толще восточного склона горы Таврос были построены подземные дороги, шлюзовые камеры, цеха завода, арсенал, хранилища горючего, кабинеты, причалы, глубоководный канал и сухой док. И уже в 1961 году в док вошла первая подводная лодка.

Объект действовал до 1994 года. Последний раз в доке лодка стояла на ремонте в 1991 году. Со временем подземный комплекс терял свое значение. Лодки новейших моделей сюда на ремонт заходить уже не могли, а лодки старых проектов постепенно снимались с вооружения. В 1995 году подводные лодки Черноморского флота России покинули Балаклавскую военно-морскую базу. С разделом Черноморского флота исчезла необходимость функционирования подземного комплекса. Большинство конструктивных элементов инженерной и технической инфраструктуры объектов 825 и 820 не сохранились, они были демонтированы и вывезены.

Сейчас здесь музей, в котором проводят вот такие интересные экскурсии.

Экспонаты можно потрогать, полазить.

Вот такая интересная и насыщенная получилась экскурсия. Думаем, что она понравится всем, кому интересна история. Вы побываете сразу в нескольких местах и узнаете, что происходило на этих землях, как в древности, так и совсем недалеком прошлом.

Отели в Балаклаве

Чтобы осмотреть Балаклаву поподробнее рекомендуем остановится в отелях:

Надежные сайты для путешествий

Купить тур

Купить авиабилеты

Купить билеты на поезд

Трансфер от аэропорта

Забронировать отель

Купить страховку для путешествия

Купить экскурсию

  • Tripster— необычные экскурсии от местных жителей!
  • Sputnik —  платформа для бронирования экскурсий на русском языке по всему миру
  • WeGoTrip — мобильное приложение с аудиогидом

Билеты на автобус

  • Туту.ру 
  • 12Go — Билеты на поезда, автобусы, паромы и чартеры

Интернет в путешествии

  • Airalo — магазин цифровых сим-карт (eSIM) для телефонов, планшетов и компьютеров

Аренда авто

Хранение багажа

Кредитная карта для путешествий

  • Тинькофф ALL AIRLINES — начисляют мили за любые покупки. Меняйте их на любые билеты от 6000 р. по курсу 1 миля = 1 р. Обслуживание бесплатно

Авиа (ж/д) Билет, Отель, Автобус, Аренда авто, Экскурсии на одном сайте

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x