В Дхарамсалу из Наггара

Дхарамсала. Оплот Тибета в Индии

Город Дхарамсала находится также в штате Химачал-Прадеш в гималайской долине Кангра. Здесь находится крупнейший тибетский анклав на  территории Индии. Дхарамасала — это официальная резиденция Далай-ламы и величайший духовный центр для буддистов всего мира. После своего изгнания из Лхасы в ночь на 17 марта 1959 года Далай-Лама XIV нашел убежище в Индии. С этого времени  он живёт в Дхарамсале, там же находится  Тибетское правительство в изгнании.

Как раз в это время в Дхарамсале Далай-Лама XIV давал учение по сочинению Нагарджуны «Коренные строфы о срединности» (Муламадхьямаха-карика). Алексей, который периодически увлекается разными религиозными течениями, а также непризнанными государствами, в этот год увлёкся буддизмом и перед отъездом в Индию отправил Далай–Ламе XIV письмо с просьбой об аудиенции.  Секретарь Далай-Ламы ответил, что его Святейшество не может нас принять в виду занятости и приглашает на учения, которые пройдут как раз в это время. Увидеть самого Далай-Ламу, послушать учение, как мы могли пропустить такое!

Для поездки в Дхарамсалу мы наняли машину с водителем.

Добраться из Дели можно также на самолете до аэропорта в Кангара. Б

Ехать решили в ночь и ровно в 00:00 по местному времени мы спустились на дорогу. Водитель, которого звали Сатендр, уже ждал нас.

Всю ночь мы ехали по горной дороге, к утру показались какие-то территории за высокими заборами с колючей проволокой, по всей видимости, военные базы. На севере Индии большое скопление военных баз, наверное из-за недавних военных действий в штате Джамну и Кашмир. Едва рассвело, как на дороге начали появляться люди, среди них были заметны тибетские монахи, задрапированные в бордовые накидки. Так, покинув обитель индуистских богов, мы подъезжали к буддийским местам Индии.

Резиденция Далай-Ламы находится в так называемой Верхней Дхарамсале, которая носит название Маклеод-Гандж. Она расположена в 9 километрах по дороге от Нижней Дхарамсалы и на 460 метров выше. Маклеодгандж с Нижней Дхарамсалой соединяет узкая крутая дорога, доступная лишь для такси и небольших автомобилей.

Вдруг, ни с того ни с сего водитель стал тормозить и остановился. Спустило колесо. Кругом был лес. Маклеодгандж находится в окружении сосен, гималайских дубов и рододендронов. Хорошо, что у Сатендра на этот случай имелось все необходимое, и он быстро колесо поменял. Но, на этом наши приключения в этот день только начинались.

Резиденция Далай Ламы XIV

И вот мы в Далай-Лама хаус.

С трудом разобравшись в хаосе, царившем в этом самом хаусе, мы попали в место, где происходит регистрация гостей, прибывших на учение. О, если бы мы знали, что попасть туда будет так сложно!

Как попасть на учение к Далай Ламе XIV

Сначала нужно заполнить анкету на английском, затем у столика регистрации тебя снимают на веб-камеру, забивают паспортные данные в компьютер и выдают специальный пропуск с твоей фотографией.

Во-первых, у меня не оказалось с собой фотографий. Выдавать пропуск без фото охранники наотрез отказались. Естественно я была не одна такая.

Фотографа мы искали, бегая сломя голову по всей округе, приставая ко всем встречным монахам. Те нам пытались что-то объяснить, но понять что, с их и нашим английским не представлялось возможным. А в это время в месте, где раздавали пропуска, уже выстроилась огромная очередь. Не найдя фотографа Алеша решил прорываться так и игнорируя возмущение толпы,  со словами «Мы здесь уже стояли!» двинулся к столу регистрации и втиснул меня без очереди пред какими-то тибетцами, которые молча выдержали такое насилие. Охранники, делавшие пропуска, вбили мои данные в компьютер, сняли меня на камеру, когда дело дошло до пропуска, потребовали у меня фото, на что Алеша… сунул свое… Номер не прошел. Хоть они и монголоидной расы и по идее мы для них должны быть все на одно лицо, и даже несмотря на то, что многие говорят, что мы с Алешей похожи внешне, но мужчину от женщины они все же отличать умеют.

Я чуть не расплакалась и уже решила, что увидеть Далай-Ламу мне не суждено. Но тут один из тибетцев, к которому мы уже подходили, наверное, пятый раз,  не выдержал и чуть не за руку отвел, наконец, двух бестолковых туристов к фотографу, который, оказывается, находился не так близко, как мы думали.  В первый раз мы до него просто не дошли.

Вернувшись, мы обнаружили, что очередь стала еще больше. Алексей со словами «Мы что по сто раз должны стоять!» опять прорвался без очереди, держа меня за руку. На этот раз все получилось, пропуска в кармане, можно прорываться дальше.

Дальше шла очередь на само учение. Как и во многих местах в Индии здесь было две очереди: для мужчин и для женщин.

Очереди быстро продвигались, и мы оказались у входа почти одновременно. Тут происходил настоящий шмон. Слева куча женщин в форме обыскивала женщин, справа соответственно мужчины обыскивали мужчин.

Во время обыска у меня обнаружили мобильный телефон и сказали, что его надо оставить в камере хранения. Но, перевод учения Далай-Ламы на русский язык осуществляется в FM диапазоне, а приемник находится в мобильнике! На что мне сказали, что можно проносить только FM приемник, а с мобильником никак нельзя. Алешин телефон постигла та же участь. Вот мы и остались без перевода! Бегать по городу в поисках приемников у нас уже не было никаких сил, лекция началась и мы решили пойти так, надеясь, если не понять, то хотя бы взглянуть на Далай-Ламу.

Учение Далай-Ламы XIV

Расписание учений, которые проводит Далай-Лама можно найти здесь. Все ученики сидят прямо на земле. А ведь на сайте предупреждали, что надо взять подстилку. Но от избытка чувств  и впечатлений от пребывания в этой стране,  на нас вчера, когда мы сюда собирались, напала амнезия.

Вблизи трибуны, с которой вещал Далай-Лама, яблоку негде было упасть, но нам удалось подобраться так близко, как только возможно. Далай-Ламу мы увидели, даже рассмотрели лицо, услышали, правда, ничего не поняли, но примостившись, где-то между монахами немного его послушали. Рассказ Далай-Лама сопровождал, судя по периодическому смеху, шутками и прибаутками.

Во время лекции между людьми, сидящими на земле, начали ходить монахи с ведерками и раздавать из них всем чай и лепешки. Мы не завтракали, поэтому с радостью приняли угощение. Попробовав я изумилась полному отсутствию вкуса и того и другого.

Поскольку из учения Далай-Ламы мы не понимали ни слова, скоро нам надоело там сидеть и, кинув последний взор на Далай-Ламу, мы пошли посмотреть, что там еще есть интересного. Изображение Далай-Ламы транслировалось на несколько больших экранов, установленных во дворе, многие сидели там. Поскольку учение проводилось по просьбе буддистов из Тайваня, для них было оборудовано специальное место, где были даже стульчики. Немного побродив, мы вышли наружу.

В резиденции обнаружили вот такой монумент.

Затем мы решили все-таки позавтракать нормальной едой и зашли в ближайшее кафе, которое обнаружили, когда искали фотографа. Заказали самую европейскую еду, какую только удалось найти в меню. Нам принесли довольно неплохой кофе и вареные яйца.

В этом кафе был телевизор, на который это самое учение транслировалось. Поэтому мы могли завтракать и видеть все, что происходит внутри Далай-Лама хаус.

Улицы Дхарамсалы

Мы немного прогулялись по городу. Надо сказать, что Дхарамсала отличается от других индийских городов. Скорее это кусочек Тибета в Индии. Город гораздо чище, чем Дели, например, и население здесь в основном монголоидной расы. Отличительной особенностью города является большое количество тибетских монахов и монахинь в бордовых накидках, а также атрибуты буддизма: буддийские флажки и крутящиеся молитвенные барабаны.

Также в городе можно увидеть вот такой плакат.

Это — Панчен-лама- второй по рангу лама после Далай-ламы в школе Гелуг тибетского буддизма. Гедун Чокьи Ньима был признан в качестве 11-й реинкарнации Панчен-ламы. Вскоре после этого он был взят под стражу властями КНР и начиная с 17 мая 1995 года никто из независимых экспертов ни разу не видел его.  Правозащитные организации называют его самым «юным политическим заключенным в мире».

Мы не останавливались на ночь в Дхарамсале, но рекомендовали бы пожить здесь подольше. Очень приятное и интересное место.

Наш маршрут на карте

Забронировать отель

Купить страховку для путешествия

Купить экскурсию

• Tripster— необычные экскурсии от местных жителей!
  • Sputnik —  платформа для бронирования экскурсий на русском языке по всему миру
  • WeGoTrip — мобильное приложение с аудиогидом

Билеты на автобус

• Туту.ру
  • 12Go — Билеты на поезда, автобусы, паромы и чартеры

Интернет в путешествии

• Airalo — магазин цифровых сим-карт (eSIM) для телефонов, планшетов и компьютеров

Аренда авто

Хранение багажа

Кредитная карта для путешествий

• Тинькофф ALL AIRLINES — начисляют мили за любые покупки. Меняйте их на любые билеты от 6000 р. по курсу 1 миля = 1 р. Обслуживание бесплатно

Авиа (ж/д) Билет, Отель, Автобус, Аренда авто, Экскурсии на одном сайте

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Уведомить о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x