Врач тибетской медицины в Дхарамсале

После лекции Далай Ламы XIV следующим пунктом нашей программы в Дхарамсале было посещение тибетского врача.

Попасть в клинику оказалось не таким уж простым делом. Дорога туда шла под гору, но мы пошли каким-то коротким путем, поэтому нам пришлось спускаться вниз по узкой и крутой тропе. Проводить в клинику нас вызвалась, ну очень шустрая местная женщина, за которой мы с большим трудом могли угнаться. Боясь отстать и потеряться, мы неслись, сломя голову. Один раз я все же навернулась, но Будда был благосклонен, и я удачно приземлилась на мягкое место. Как уже не раз в любимой Индии слезы наворачивались мне на глаза от страха и напряжения.

Путь шел через лес, какие-то заброшенные строения и мне казалось, что тетенька нас сейчас заведет неизвестно куда, откуда мы уже не выберемся, потому что шли по этой тропе мы уже довольно долго.  Спуск усложнялся еще и тем, что мы находились на высоте около 2000 метров над уровнем моря, а на такой высоте воздух разряжен и дышать при интенсивном движении трудно. Скоро и тропа закончилась, и мы начали продираться уже через девственный лес. Я была в отчаянии, но тут, неожиданно, мы выскочили из леса на асфальтированную дорогу.

Маршрут из Резиденции Далай Ламы в клинику тибетской медицины на карте

Правительство Тибета в изгнании

По дороге мы вышли прямо к офису Центральной тибетской администрации — Правительства Тибета в изгнании.

Вскоре женщина показала нам на вход в какой-то дом, сказав, что это и есть Институт тибетской медицины и астрологии Мен-ци-кханг при Далай-Ламе XIV.

Институт тибетской медицины и астрологии

Внутри толпились люди, в основном монахи и монахини. Через стеклянное окошечко им в пакетиках выдавали тибетские лекарства. По висящему объявлению мы определили, что попали в обеденный перерыв, но решили ждать. Мы вышли на воздух, сели на скамеечку перед клиникой.

Тибетский доктор оказалась женщиной. Она послушала у нас пульс, без всяких УЗИ, рентгенов и анализов… точно назвала все наши проблемы, и выписала пилюли. Вот это я понимаю медицина!

Пациенты из России здесь были не впервые, поэтому доктор даже знала некоторые русские слова, а в пакетики с пилюлями нам положили инструкции на русском языке.

Осмотр у доктора и пилюли платные. Цены по российским меркам невысокие.

Чтобы получить свои пилюли нам пришлось долго ждать, поскольку монахов здесь принято обслуживать вне очереди. Вначале стояли в очередь в кассу потом в окошко, где эти пилюли выдают. День уже клонился к вечеру, а нам еще ехать обратно в Наггар, но никого здесь это не волновало. Торопиться в Индии бесполезно. Как заметила писательница Марина Москвина:

«В этой стране — если ты торопишься, всё, ты пропал, ты с ума сойдешь, никакая нервная система не выдержит, сбой ожидает любую психику. Ибо время в Индии течет не как вода, но как мед».

Дорога обратно в Наггар

На обратном пути мы поймали такси, сказали только два слова «Далай-Лама хаус», но по дороге увидели нашего Сатендра в какой-то лавчонке и попросили водителя остановиться, не доезжая резиденции.

На обратном пути попросили Сатендра отвезти нас куда-нибудь покушать. Он завез нас в кафе, где мы были единственными посетителями. После ужина нам принесли счет и блюдо с какими-то зернышками и сахаром. На мой вопрос нам объяснили, что это семена аниса, его надо жевать вместе с сахаром после еды, у них это  вместо жвачки очищает зубы и освежает дыхание.

И вновь дорога обратно в Наггар. Горная дорога сама по себе просто гипнотизировала. Мы проезжали какие-то довольно красивые гималайские города, иногда на обочинах сидели обезьяны, или перебегали нам дорогу, а еще я заметила, что водитель прикасается к горлу каждый раз, когда мы проезжали какой-нибудь храм или культовое сооружение. Так вот что означает этот жест в индийских фильмах! Да, помощь богов на этой дороге нам была очень кстати!

Вскоре стемнело, Алеша сзади пытался дремать, не знаю уж насколько ему это удалось, но на одной из остановок он попросил таблетку от укачивания. И это при том, что он спокойно переносит восьмибальную качку! Что касается меня, то я пила уже вторую. Вскоре к качке присоединилось еще одно – фары встречных автомобилей слепили так, что не помогали даже закрытые глаза. Вероятно, у всех был включен дальний свет, который нещадно пробивался даже сквозь закрытые веки. Скоро глаза начали болеть и на дорогу смотреть было уже невозможно. А ведь водителю глаза закрывать нельзя!

Ко всему прочему, когда мы уже подъезжали к Наггару, Сатендер начал отчаянно зевать и тереть глаза. Когда мы подъехали к отелю и остановились, Сатендр чуть не уснул тут же, ведь он не спал уже сутки, да и мы тоже.  А завтра нас ждал перевал Ротанг.

Сайты, которыми мы пользуемся для путешествий

• Покупаем авиабилеты на: Aviasales
  • Покупаем билеты на поезд на Туту.ру
  • Бронируем отели за границей на Trip.com, в России на Ostrovok.ru
  • Покупаем страховку для путешествия на Cherehapa
  • Заказываем трансфер от аэропорта на kiwitaxi.ru
  • Покупаем туры на Travelata.ru , Дельфин (туры по России, Абхазии, Белоруссии), Путёвка.ком (санатории России), Dreamlines (круизы), FAN&SUN(маркетплейс туров)
  • Заказываем экскурсии на Tripster, Sputnik или WeGoTrip(мобильное приложение с аудиогидом)
  • Покупаем билеты на автобус: по России на Туту.ру , за границей 12Go
  • Используем кредитную карту для путешествий Тинькофф ALL AIRLINES(начисляют мили за любые покупки. Меняйте их на любые билеты от 6000 р. по курсу 1 миля = 1 р. Обслуживание бесплатно)
  • Другие сервисы: аренда авто на Economybookings и Rentalcars.com, хранение багажана Radical Storage
  • Авиа (ж/д) билет,отель,автобус, аренда авто,экскурсии на одном сайте: OneTwoTrip, Яндекс.Путешествия, Kiwi.com
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Уведомить о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x