Перевал Ротанг

Утром в 6 часов мы спустились вниз, на дороге уже ждал джип с москвичами-рериховцами, с которыми мы ездили в Индию. За рулем джипа сидел кудрявый молодой индиец по имени Радж. По дороге мы остановились, чтобы поснимать горы на рассвете.

Утро в Гималаях

В машине мы делились впечатлениями предыдущего дня. Оказалось, что пока мы ездили вчера в Дхарамсалу москвичи побывали в гостях у местного пуджари, их встретила его дочь и напоила прекрасным яблочным соком, куда щедро насыпала… соли. Так что в Индии всегда, даже заказывая сок, нужно предупреждать, что без всего, иначе они обязательно насыпят соли, сахара, специй и еще бог знает чего. Ну не представляют индийцы свои блюда и напитки, чтобы чего-нибудь туда не подсыпать!

Перевал Ротанг на карте

Дорога идет через городок Манали и дальше 50 километров в гору.  Сам Ротанг находится на высоте 3978 метров, является перевалом на горном хребте Пир Панджал и отделяет от горного плато Лахул и Спити долину Кулу.

Когда мы подъехали к горе, на которую нам предстояло забраться, нас остановил патруль и сказал, что проезд сегодня закрыт из-за ремонтных работ. Но, боги долины Кулу были в тот день на нашей стороне. Радж объяснил им, что он везет группу из посольства России и попросил сделать исключение. И все получилось!

То, что перевал в этот день был закрыт, и нас пропустили одних, оказалось большой удачей, так как в обычные дни на этой дороге образуются огромные пробки. Мы же ехали беспрепятственно на приличной скорости. Дорога представляет собой серпантин, который петляет ступенями поперек горы до самой вершины.

Дорога на перевал Ротанг

Вокруг раскинулись неописуемой красоты горные ландшафты, зеленый лес, скалы, водопады, заснеженные пики. В одном месте на дереве мы увидели грифа. Где-то посередине горы мы опять остановились для фото-видео съемки.

Когда я вылезла в этом месте из машины, меня просто обдало холодом. Высоко в горах очень холодно! А нас никто не предупредил хорошо, что догадались захватить хотя бы плед!

По дороге попалось какое-то селение, даже на такой высоте живут люди.

Там виднелись кафе, но наше предложение остановится и попить чего-нибудь, отклика не нашло.

Еще нам повстречался грузовик с дорожными рабочими. В основном это были женщины, все тщедушные, в пыли, в грязи, замотанные в какие-то невероятные тряпки. Перевалив через хребет, мы выехали в местечко, которое и было перевалом Ротанг. Это ворота в Ладак, район, называвшийся ранее малым Тибетом. Здесь дорога из жарких долин Индостана пересекает главный гималайских хребет и спускается в царство высокогорных пустынь трансгималаев. С перевала открывается великолепный вид на долину Кулу и снежные вершины хребтов Дауладар, Пир-Панджал и Занскар.

На перевале построена буддийская ступа, около которой можно было укрыться от холодного ветра, непрерывно дующего здесь.

Ступа на перевале Ротанг

Впереди далеко внизу течет речка.

А прямо перед глазами расстилаются заснеженные горы — вершины Большого Гималайского хребта, которые гораздо, выше того места, где мы находились.

Перевал Ротанг

Таким образом, если мы были на высоте почти 4 тыс. метров, то эти горы были пять и более тысяч метров.

После перевала дорога идет к деревне Кейлонг, находящейся в долине Лахул — столице Западно-Тибетского Региона Лахул. Там располагалась летняя резиденция Рерихов, а так же филиал института гималайских исследований «Урусвати». Но туда мы уже не поехали.

Поскольку это была сама высокая точка, на которую мы когда-либо поднимались, Алеша не упустил случая развернуть здесь флаг в честь покорения нами этой вершины.

Это флаг Оренбургского казачьего войска, сотником которого Алексей является. Радж, увидев, как мы фотографируемся с флагом, тут же подскочил к нам, так мы и запечатлелись с одной стороны я, с другой он, держим флаг Оренбургского казачьего войска на перевале Ротанг в Гималаях.

Наиболее известной и самой высокой из представших нашему взору вершин была гора Гепанг или как ее еще называют гора М. Высота ее 5870 м. А горой М ее называют из-за двух вершин, напоминающих эту букву алфавита. Знаменита эта гора тем, что ее изображал на своих картинах Николай Рерих. У него есть целый цикл картин, посвященный этому месту, поэтому сюда так и рвались рериховцы.

Гора Гепанг

Большую часть времени гора Гепанг была закрыта облачком. Радж сказал, что эта гора редко открывается, увидеть обе вершины чистыми – это большая удача. Это удивительное явление, ведь в этот день  облаков на небе не было, а это единственное зацепилось за самую высокую вершину и не хотело улетать.

Но нам опять повезло и чудо случилось! Поистине страна чудес!

Во-первых, обычно многолюдный перевал, был почти безлюден. Ничто не мешало нам наслаждаться представшим нашему взору величием природы. Все мы разбрелись по перевалу кто куда. Мы с Алешей вдоволь нафоткавшись,  и сознавая, что фотографии не в силах передать всю красоту этого места, просто гуляли и пытались запечатлеть все это хотя бы в своей памяти. В таком месте хочется читать стихи, философствовать, писать пейзажи или просто медитировать! Ведь здесь испытываешь одновременно и восторг и умиротворенность и вдохновение и еще кучу чувств, которые я своим бедным языком не в силах описать!

Во-вторых, по истечении часа пребывания на перевале, облачко, закрывавшее Гепанг, вдруг отошло назад и обе вершины открылись нам во всей своей красе! Несмотря на холодный, пронизывающий ветер, мы стояли и не могли оторвать взгляд от этого зрелища. Это был знак! Знак, что боги на нашей стороне и все у нас получится! И все желания обязательно сбудутся!

Но, замерзла я уже так, что опасалась себе что-нибудь застудить. Надо было возвращаться, и я почти бегом побежала к машине. Правда бежать получилось недолго, вскоре я стала задыхаться и перешла на шаг. Я обернулась и посмотрела на Гепанг. И удивительное дело! Облачко снова вернулось на свое место, вершины закрылись. Такое впечатление, что гора открылась специально для нас, показала свою красоту, а как только мы отошли, закрылась снова, как стыдливая индийская девушка закрывает концом сари прекрасное лицо. Вот и не верь после этого в то, что горы — это  живые существа!

Сев в машину я почувствовала, насколько заледенела. «Еще не хватало здесь заболеть» – подумала я. И зря! Ну как я могла забыть, насколько быстро материализуется мысль в этой удивительной стране! Стоит о чем-то подумать и это тут же сбывается! Если вы попадете когда-нибудь в Индию, никогда, помните, никогда не думайте здесь о плохом! Здесь мысль материализуется очень быстро, гораздо быстрее, чем где-либо в мире! В этом я убедилась буквально на следующий день.

И вот обратная дорога. Тем кто боится высоты на ней придется нелегко, у меня же  только приятно захватывало дух от высоты и потрясающей красоты, разворачивающейся перед глазами.

Когда мы проезжали поселок, мы еще раз предприняли попытку предложить заехать в кафе, перекусить. Ведь голод тоже давал о себе знать. Но Радж сказал, что лучше здесь не есть, очень грязно. Раз уж индиец так говорит, значит, так оно и есть и лучше последовать его совету. Вот еще одна прелесть этой страны, не всегда можно покушать, когда тебе хочется, даже если кругом полно мест для этого.

Но, в поселке мы все же остановились, чтобы осмотреть, находящуюся там буддийскую ступу.

Тут мы заметили еще одну занятную картину. На веранде одного из зданий два местных парня… мылись прямо на улице, намыливаясь и окатывая себя водой из ведра. При этом температура воздуха была не намного выше той, что была на перевале. Интересно, вода в ведрах у них хоть теплая или нет, судя по виду поселка, вряд ли. Вымывшись, эти «суровые гималайские парни» сели обсыхать тут же на веранде в мокрых трусах! Вот тебе и южная  теплолюбивая нация?! И это были не единственные наши наблюдения, которые говорили совсем об обратном.

Горячие гималайские парни

Еще одну остановку в пути мы сделали, потому что заметили, целую стаю грифов, сидевших на дереве, прямо не далеко от дороги. Мы во всех подробностях рассмотрели этих огромных птиц в подзорную трубу.

Грифы

Кроме грифов в небе парило еще несколько цветных парашютов.

Уже почти спустившись вниз, мы заметили с правой стороны валяющийся внизу автобус, не вписавшийся в поворот. Ладно хоть высота здесь была не большая и оставалась надежда, что пассажиры остались живы. Радж сказал, что такое происходит здесь часто, если водитель, например, из Дели, и никогда не ездил по горной дороге. Навыки вождения в горах и на равнине сильно отличаются. Радж заверил, что с нами такое не случится, потому что за рулем он — «принц гор», ведь его имя в переводе действительно означает «принц».

И вот уже показался город Манали, где мы сделали короткую остановку, успев только сфотографироваться возле памятника Джавахарлалу Неру.

Памятник Дж. Неру в Манали

А вечером, когда стемнело, гуляя в усадьбе Рерихов мы стали свидетелями еще одного удивительного явления. В глубине гор на противоположной стороне долины Кулу шла гроза. Сверкали молнии и их отблески были видны в ночном небе. Причем, вспышки молний шли подряд почти без промежутков. Эти отблески на фоне гор представляли собой какое-то фантастическое зрелище, невольно напоминающее о богах, живущих в долине  и о стране Шамбале, находящейся где-то здесь неподалеку. На своих картинах Рерих изображал Шамбалу именно как свечение, идущее из глубины гор.

— О, если гроза дойдет до храма Электрического Шивы, то, наверное, расколет шива-лингам. Вот было бы здорово на это посмотреть! – сказал Павел Михайлович.

Наши московские друзья, пока мы штурмовали обитель Далай-Ламы, успели побывать в еще одном чудесном месте долины Кулу – храме Электрического Шивы или Биджли Махадев темпл.

Напротив входа в  него находятся двадцатиметровый деревянный шпиль с трезубцем наверху, а также лингамы и статуи, оставшиеся с давних времен. Во время грозы шпиль «собирает» молнии. Громоотвод соединен с шива-лингамом внутри храма Электрического Шивы и периодически молнии раскалывают лингам. Жрецы склеивают его обратно с помощью теста и масла. Этот процесс символизирует сферу космической ответственности бога Шивы — разрушение и последующее возрождение.

Сайты, которыми мы пользуемся для путешествий

• Покупаем авиабилеты на: Aviasales
  • Покупаем билеты на поезд на Туту.ру
  • Бронируем отели за границей на Trip.com, в России на Ostrovok.ru
  • Покупаем страховку для путешествия на Cherehapa
  • Заказываем трансфер от аэропорта на kiwitaxi.ru
  • Покупаем туры на Travelata.ru , Дельфин (туры по России, Абхазии, Белоруссии), Путёвка.ком (санатории России), Dreamlines (круизы), FAN&SUN(маркетплейс туров)
  • Заказываем экскурсии на Tripster, Sputnik или WeGoTrip(мобильное приложение с аудиогидом)
  • Покупаем билеты на автобус: по России на Туту.ру , за границей 12Go
  • Используем кредитную карту для путешествий Тинькофф ALL AIRLINES(начисляют мили за любые покупки. Меняйте их на любые билеты от 6000 р. по курсу 1 миля = 1 р. Обслуживание бесплатно)
  • Другие сервисы: аренда авто на Economybookings и Rentalcars.com, хранение багажана Radical Storage
  • Авиа (ж/д) билет,отель,автобус, аренда авто,экскурсии на одном сайте: OneTwoTrip, Яндекс.Путешествия, Kiwi.com
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Уведомить о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x