Ангкор Ват
Основная цель посещения нами Сиам Риапа, ради которой сюда едут туристы со всего мира — Археологический парк Ангкор. Этот уникальный крупнейший храмовый комплекс в мире, аналогов которому нет, является одной из самых загадочных достопримечательностей не только в Камбодже, но во всей Юго-восточной Азии вообще. А самый большой и известный храм этого парка Ангкор-Ват является символом Камбоджи и изображен даже на ее флаге и гербе.
Возле нашего отеля дежурила стайка тук-тукеров, которые тут же набросились на нас. Мы спросили про Ангкор Ват, но решили сделать вид, что цена нас не устроила и пошли дальше. Вскоре нас догнал тук-тук, который согласился на нашу цену. Мы договорились, что он будет весь день возить нас по комплексу. Цена здесь зависела от того, сколько объектов вы хотите посетить. Посещать комплекс можно по так называемым большому и малому кругу. Малый круг охватывает наиболее известные храмы.
Тук-тук вскоре выехал из города и мы увидели настоящие камбоджийские джунгли, в которых и находится комплекс Ангкор.
Город, который находился в этом месте считался центром империи. Его размеры поражают. Изначально считалось, что город занимал территорию в 200 квадратных километров, а теперь эта цифра выросла еще в десятки раз. Ученые утверждают, что в самый рассвет империи здесь проживали не менее 500 тысяч кхмеров.
Одним из высших достижений кхмерской цивилизации стало строительство храма Ангкор Ват в период правления Сурьявармана II в 12 веке. Сурьяварман II объединил Камбоджу и начал военные действия против Вьетнама, распространил свое влияние на Малайю (Малайзия), Мьянму и Таиланд. Был последователем индуизма, что и нашло свое воплощение в создании Ангкор Вата.
Находившиеся под властью кхмерской империи тямы (чамы) из Южного Вьетнама в 1177 г. восстали и разграбили Ангкор. Они сожгли деревянный город и захватили его богатства.
Четыре года спустя Джаяварман VII разбил тямов, вытеснил их из Камбоджи и вернул Ангкор. Благодаря королю, появилась новая религия — махаяна-буддизм, а символом поклонения стал Авалокетишвара – Будда Сострадания. Период правления Джаявармана VII ознаменован бурным строительством храмов, дорог, мостов, школ, больниц. Им был построен город Ангкор Том, центром которого явился Байон – храм-гора, с высеченными каменными лицами. Еще были построены храмы Та Пром, Бантей Кдэй и Преа Кан. Также, перестроены большие храмовые комплексы, такие как Бантей Чмар и Преа Кан.
После смерти Джаяварамана VII империя пришла в упадок. Государственная религия вернулась к индуизму, а статуи Будды, украшавшие индуистские храмы, были подвергнуты актам вандализма. В 1351 и 1431 годах сиамские войска захватывали Ангкор. Во время последнего «набега» город был разграблен и пришел в упадок. Местное население, покинуло город, а в 1432 столица кхмерской империи обосновалась в Пномпене.
Вплоть до 1850 года город-храм оставался спрятан от посторонних глаз в непроходимых джунглях, пока французский миссионер Шарль Эмиль Буйево не натолкнулся на его развалины. Однако, отчет Буйево был полностью проигнорирован.
Ангкор был вновь «открыт» для европейцев лишь в 1861 году французским путешественником Анри Муо, который обнаружил его 22 января и сумел донести до общества свои впечатления.
В период гражданской войны (1975-1979 г.) войска красных кхмеров под руководством Пол Пота разрушили часть храмов комплекса, а длительные беспорядки привели к остановке реставрационных работ. Храмы оказались под угрозой разграбления. Джунгли стали вновь поглощать город.
В 1992 году Ангкор взят под эгиду ЮНЕСКО.
Название Ангкор происходит от санскритского слова наггара, означающего город. Ангкор не является историческим названием этой области. Оно появилось гораздо позднее, когда здешние места были покинуты кхмерскими правителями и стали приходить в упадок. Тем не менее, здесь всегда оставались жить люди, и Ангкор сохранял значение довольно крупного города, что и отразилось в его названии. Сейчас большую часть города покрывают джунгли, сохранились только каменные культовые сооружения, самый грандиозный из которых Ангкор Ват. Его мы и посетили первым.
Ангкор Ват
Билет на посещение всего храмового комплекса стоит 20 долларов на один день. При покупке билета всех фотографируют и фото помещается на билет, чтобы по нему никто другой не мог пройти.
Тук-тукер показал нам, где купить билеты, а сам поехал на стоянку. А мы направились осматривать Ангкор-Ват.
Храм Ангкор-Ват, посвящён богу Вишну. Его статуя находится в одной из ниш храма.
По всему периметру храма были вырыты огромные рвы (примерно 200 м), наполненные водой. Через ров ведет вот по такой мост.
Когда мы к нему подходили с левой стороны заметили небольшой рынок. А вот и символ нашей цивилизации! Так на фоне величия остатков древней цивилизации четко обозначилась вся деградация и убожество нашей. Вот что нам оставили в наследство наши предки и что оставим мы?!
Дальше вход в храмовый комплекс.
А вот и знаменитый вид на три башни, которые изображены на флаге Камбоджи.
Высота главной башни храма составляет рекордные для того времени 42 метра, а самая высокая точка находится над землей на 65 метрах.
Структура и внешний облик храма символизируют священную гору Меру, повторяя ее очертания, соответственно башни храма являются ее вершиной, стены — скалами, а ров — океаном, окружающим центр Вселенной. Гора Меру находилась в Гиперборее, родине наших предков ариев. Страна предположительно находилась на месте Северного полюса и была окружена океаном. Таким образом, храмовый комплекс как бы воспроизводит древнюю родину ариев, что позволяет сделать вывод о том, откуда пошли истоки кхмерской цивилизации.
Первая галерея, это внешняя стена над рвом, имеет квадратные колонны с внешней и закрытые стенки внутренней стороны.
Внутри галереи стоят статуи Будды, к алтарю которых можно поставить свечки за небольшую плату.
От первой галереи длинная аллея ведет ко второй. Внутренние стены второй галереи покрыты изображениями апсар. Вот откуда эти позы, выгнутые пальцы, головные уборы, наряд и украшения, но в отличие о вчерашних кхмерских апсар, эти обнажены до пояса.
Изображений апсар около 2000, а разнообразие причесок божеств насчитывает 36 различных стилей!
Третья галерея охватывает пять башен, которые венчают самую высокую террасу. Очень крутые лестницы представляют трудность восхождения к царству богов. На стенах этой галереи вырезаны мотивы змей, тела которых заканчиваются в пасти львов.
Подняться на платформу можно по лестнице, украшенной по обе стороны, фигурами львов. Галереи и террасы третьего, «небесного» уровня, могли посещать только короли и монахи. 12 лестниц с 40 узкими ступенями каждая, под углом 70 градусов. Подняться по ним можно только боком, а спуститься спиной вперед.
Мы обошли комплекс и сфотографировались с обратной стороны.
После осмотра Ангкор-Вата мы пошли искать своего гида, но он нас сам нашел, когда увидел, что мы ходим между тук-туками, пытаясь опознать свой.
Та-Пром
Дальше нас повезли в самый романтичный и мистический храм комплекса, который называется Та-Пром. Храм поглощен джунглями, как в книгах Киплинга. Поэтичную, удивительную атмосферу здесь создают огромные деревья, обвивающие стены, проросшие сквозь камни. Та-Пром не стали полностью освобождать из плена джунглей и деревья с большими корнями, которые захватили его, сделались фишкой этого храма Ангкора.
Та-Пром посвящён индуистскому богу Браме и был построен в XII веке королем Джаяварманом VII. По архитектуре храм совершенно не похож на другие храмы Ангкора. Он состоит из цепочки одноэтажных длинных строений, соединенных между собой сквозными проходами и галереями. Фактически этот храм-монастырь представляет из себя ряд концентрических галерей с башнями и многими дополнительными зданиями, окруженных мощными стенами.
Многие проходы завалены камнями и недоступны.
Уникальность Та-Пром состоит и в том, что здесь на камнях высечено много древних надписей — больше, чем в любом другом ангкорском храме.
Изначально храм неазывался Раджавихара, что означает «Монастырь короля». Та-Пром ориентирован по оси восток-запад, и в древности располагал четырьмя входами на территорию. На сегодняшний день действуют только два из них — главный западный, заполненный торговцами, и тихий восточный. Возле западного входа имеется также небольшой рынок с тряпками и сувенирами.
Современное же название Та-Пром означает «предок Брахмы». Храм занимает площадь около 1 км2 и находится примерно в километре от центра жизни кхмеров того времени — от города Ангкор Тхом.
Король построил Та-Пром для своей матери. Страна тогда пребывала в зените своей славы – на троне сидел просвещенный монарх, не кто-нибудь, а сама Ява выплачивала империи отступной налог, ирригационная система позволяла снимать три урожая риса в год. В этих условиях император мог легко себе позволить достойно уважить память своей матери. И он уважил – построил в память о ней монастырь. Монастырь был очень богат. На каменной стеле, сейчас находящейся в Национальном музее Ангкора, написано, что в лучшие времена храму принадлежало 3140 деревень, в храме работало 79 365 человек, включая 18 верховных жрецов, 2800 клерков и 615 танцовщиц. Внутри храма постоянно жило более 12 000 человек.
В оформлении храма также использовано большое количество апсар — в виде барельефов и скульптур.
Этот храм прославился еще и тем, что здесь снимался фильм «Лара Крофт — расхитительница гробниц» с Анджелиной Джоли. После выхода блокбастера сюда хлынул огромный поток туристов, желающих лично, собственными глазами посмотреть на чарующий Та Пром.
Одна из интересных загадок Та-Пром — изображение стегозавра, вырезанное на стене, к которому любят приводить гиды. Но мы гида не нанимали и изображение не нашли. Мало кто знает, что здесь есть еще одно изображение динозавра, без гида его найти почти невозможно, и только опытные проводники могут его показать. Где древние кхмеры могли видеть динозавра и как он оказался на стене, не может объяснить никто.
На обратном пути я приобрел у местных торговцев купюры камбоджийских денег. Интересно, что в Камбодже везде в ходу доллары, а местную валюту продают как сувенир.
Пока мы ходили по храму солнышко скрылось, набежали тучки. Погода стала очень комфортная.
Время было обеденное, мы сообщили тук-тукеру, что хотели бы где-нибудь покушать и он повез нас в ресторан. Ресторан расположен здесь же на территории комплекса. Там мы вкусно и недорого покушали, но пока мы ели начался сильный дождь.
Интересно, как же мы поедем в такой дождь в открытом тук-туке?! Но, оказалось, что все предусмотрено! Тук-тукер аккуратно завесил тележку с нами специальными шторками, а сам ехал на открытом мотоцикле. Чтобы не промокнуть, надел дождевик.
Байон
Следующий храм, в который он нас повез, называется Байон.
Когда мы к нему подъехали, дождь не прекращался, тогда мы дали тук-тукеру деньги и он сам купил нам целлофановые дождевики, такие же как у него.
Байон — храмовый комплекс в центре Ангкор-Тхома, города, который был столицей Кхмерской Империи в XII — 1-й пол. XV вв. Храм построен в честь Джаявармана VII. Он имеет три уровня и его окружают три стены.
Байон был построен почти через 100 лет после Ангкор-Вата. Сведений о его первоначальной структуре и самых ранних постройках нет. Поскольку Байон был расположен в центре императорского города, то вполне возможно, что изначально он являлся храмом-горой, символизировавшим Гору Меру. На втором этапе строительства была расширена средняя часть храма. Байон, который мы видим сегодня, представляет собой результат третьего, заключительного этапа строительства.
Основная часть декора храма — изображение бытовой и повседневной жизни кхмеров. Есть также глухая стена высотой в 4,5 метра на которой изображены сцены победы Джаявармана VII над чамами в битве на озере Тонлесап.
Храм имеет 54 башни, каскад каждой устремлен в небо и на них изображено около двухсот объемных одинаковых лиц. Принято считать, что четыре лица на каждой из башен являются изображениями Авалокитешвары и символизируют вездесущность императора. Отличительные черты этих лиц — широкий лоб, опущенные глаза, раздувающиеся ноздри, толстые губы со слегка поднятыми уголками — характеризуют знаменитую «улыбку Ангкора».
В зависимости от того, как падает свет, лица меняют свое выражение лица, и одни и те же они могут казаться добрыми и злыми в разное время дня.
Особенность Байона является отсутствие огораживающей стены. Защитой храма служила стена, огораживающая город Ангкор-Тхом.
В 1933 году в скважине фундамента нашли статую Будды, в чертах лица которого было внешние сходство с Джаяварманом VII и которая во время брахманисткой реставрации (сразу после смерти Джаявармана VII) была осквернена. Она была отреставрирована и установлена на террасе в к востоку от южного Кхлеанга.
Возможно это она, но точно не знаю.
А нам понравилась еще вот эта статуя с коброй, укрывшей, медитирующего Будду своим капюшоном.
А еще в одном из проемов мы увидели медитирующего монаха.
Он сидел неподвижно в позе лотоса, с закрытыми глазами и сам был похож на статую Будды.
Недалеко от Байона находится действующий буддисткий храм.
Несмотря на то, что мы посетили не все сооружения комплекса Ангкор, впечатлений нам хватило. Более грандиозных сооружений древности мы еще не видели нигде.
Если вы тоже мечтаете прикоснуться к этим грандиозным сооружениям древности, бронируйте билеты на самолет здесь
Сайты, которыми мы пользуемся для путешествий
- Покупаем авиабилеты на: Aviasales
- Покупаем билеты на поезд на Туту.ру
- Бронируем отели за границей на Trip.com, в России на Ostrovok.ru
- Покупаем страховку для путешествия на Cherehapa
- Заказываем трансфер от аэропорта на kiwitaxi.ru
- Покупаем туры на Travelata.ru , Дельфин (туры по России, Абхазии, Белоруссии), Путёвка.ком (санатории России), Dreamlines (круизы), FAN&SUN(маркетплейс туров)
- Заказываем экскурсии на Tripster, Sputnik или WeGoTrip(мобильное приложение с аудиогидом)
- Покупаем билеты на автобус: по России на Туту.ру , за границей 12Go
- Используем кредитную карту для путешествий Тинькофф ALL AIRLINES(начисляют мили за любые покупки. Меняйте их на любые билеты от 6000 р. по курсу 1 миля = 1 р. Обслуживание бесплатно)
- Другие сервисы: аренда авто на Economybookings и Rentalcars.com, хранение багажана Radical Storage
- Авиа (ж/д) билет,отель,автобус, аренда авто,экскурсии на одном сайте: OneTwoTrip, Яндекс.Путешествия, Kiwi.com